Инвестиционные идеи Smart Value

Реклама

Реклама

06.05.2016

Грядёт новый мировой финансовый кризис

глобальный финансовый кризисДумаю, многие знают, что стало причиной глобального финансового кризиса 2008 года. А недавно с успехом даже прошел художественный фильм "Игра на понижение", посвященный тем событиям.

На американском рынке накопилось слишком много долгов, в основном ипотечных, и когда эти долги стали "протухать", мировая финансовая система покатилась в пропасть. Происходящее на рынках США сильно сказывается и на других странах. Поэтому и сегодня мы пристально смотрим на происходящее в Америке, чтобы понять, когда же наш ждет новый кризис, и каким он будет.

На сегодня американский рынок накопил уже более $2.2 трлн потенциально опасных плохих долгов в виде мусорных (низкосортных) облигаций. Более $1 трлн сконцентрировано в проблемных студенческих долгах. И плюс еще $1 трлн в низкосортных автомобильных кредитах. Долговые проблемы сегодня отличаются от 2008 года. Но когда дело запахнет керосином, то это будет иметь такой же катастрофический эффект.

Искусственно заниженные процентные ставки привели к тому, что тысячи американских компаний, а вместе с ними и тысячи корпораций по всему свету набрали долгов на триллионы долларов - намного больше, чем когда либо ранее. Эти долги начинают становиться проблемными и разрушать мировую экономику. Эта серьезная проблема станет еще серьезнее в 2016 году, еще усилится в 2017 и вероятно достигнет пика в 2018, по ходу того, как мы увидим всё больше и больше дефолтов и банкротств.

Это будет катастрофа для всего мира, особенно для стран с большим уровнем долга. Но для тех, кто будет подготовлен, это будет отличная возможность значительно увеличить свое состояние. Многие из выдающихся инвесторов уже принимают меры и готовятся к грядущим событиям.


Мусорные облигации

Всего лишь за последние 3 года компании США выпустили около $1 трлн мусорных облигаций. Это долги компаний, имеющих весьма шаткое финансовое положение.

Количество таких долгов, их качество, а также количество простых инвесторов, которые их держат, - всё это находится на невероятно опасных уровнях.

Около $500 млрд этих облигаций были выпущены нефтяными компаниями, которые не могут платить кредиторам при низких ценах на нефть.

Особенно нехороший момент заключается в том, что совместные фонды (американский аналог наших ПИФов) держат такое большое количество этих плохих долгов, какого у них не было никогда ранее. И это реальная проблема, поскольку совместные фонды обязаны удовлетворять запросы инвесторов в срок 7 дней. Это правило создаст большой кризис, когда долги начнут портится, ликвидность упадет, и будет практически невозможно продать мусорные облигации. Фонды будут задерживать выплаты, что создаст крупную панику.

паника от финансового кризиса

Почему я так думаю?

Нужно просто посмотреть на цифры.

В 2010 году, всего 6 лет назад, было только два совместных фонда облигаций, управлявших более $40 млрд корпоративных облигаций. Сегодня таких стало 10. И в результате взаимные фонды держат почти 20% всего корпоративного долга в США, в отличие от всего 8% во времена последнего кризиса 2008.

Инвесторы этих фондов понятия не имеют, чем они владеют. Они были вынуждены купить эти облигации, поскольку им нужен доход. И поскольку ФРС США так долго держит низкие ставки, то они больше не могли получать доход в надежных облигациях, например государственных трежерис. Эти инвесторы, большинство из которых уже на пенсии, не понимают истинную сущность этих облигаций. И поэтому, когда долги начнут "протухать", а цена облигаций начнет снижаться и снижаться, то они неизбежно начнут паниковать.

И тогда всё станет еще хуже...

Эти инвесторы верят, что они смогут продать свои доли в фондах, как они всегда могут продать доли в фондах акций. Но облигации ведут себя иначе.

Очень трудно продать облигацию, когда начинается волна дефолтов. Бывает, что это сделать и вовсе невозможно по хоть сколько-нибудь адекватной цене. Никто из крупных институциональных инвесторов не захочет брать на себя риск покупки облигации компании, которая может обанкротиться. Такие облигации в кризис будут подобны игре в горячую картошку на кухне - никто не захочет их держать.

Подобное несоответствие обещанной ликвидности совместных фондов и реального отсутствия ликвидности самих активов - хороший рецепт большой беды.

Когда наступит паника, все будут пытаться продать. Но они не смогут...

Wall Street Journal недавно опубликовал исследование, сколько времени понадобится взаимным фондам, чтобы действительно продать облигации. Они рассмотрели примеры из истории, когда требовалось 5-12 месяцев для продажи облигаций, которыми владели фонды. Во времена кризиса и паники на рынке продать эти бумаги можно будет только за несколько центов на доллар.


Предпосылки кризиса

предпосылки кризисаЧто же послужит началом нового кризиса? И почему я думаю, что он уже начинается?

В 2015 году у более чем 300 компаний США были снижены кредитные рейтинги - максимальное значение со времени последнего финансового кризиса. За год процент банкротств по низкосортным корпоративным облигациям удвоился.

Эта ситуация напоминает огонь на крыше дома. Вы не сможете увидеть его, пока сидите в гостиной. Кажется, что всё хорошо.

Конечно это не первый подобный случай. Долговые циклы происходили уже не раз. Вот как это было в конце 1980-х.

Тогда продавец облигаций Майкл Милкен работал на фирму Drexel Burnham Lambert. Подобно тому, что происходит сегодня, Милкен убедил огромное количество людей покупать рисковые корпоративные облигации. По сути он сумел сделать эти бумаги одним из самых популярных способов инвестирования в мире.

Крупнейшая на то время компания, продававшая взаимные фонды, предлагала публике: "Пусть агрессивный портфель высокодоходных средне- и низкокачественных облигаций начнет работать на вас сегодня! Начните с $2500"

Реклама в журналах призывала огромным шрифтом: "12.08%"

Огромное количество инвесторов последовало за призывом.

падение рисковых облигацийВ июне 1989 размер фондов высокодоходных облигаций достиг $35.2 млрд. Но как и сегодня, ценность этих облигаций оказалась переоцененной, а долговые деньги часто использовались на необдуманные сделки. К концу того же года фонды рисковых облигаций упали в цене до всего $4 млрд - падение на 88%. Миллионы рядовых инвесторов потеряли свои сбережения.

Нечто похожее произошло и в конце 1990-х. Кредитный пузырь в то время был раздут вокруг Интернет и телекоммуникационных компаний. Эти деньги использовались на огромное количество слияний и поглощений.

Финансовое обеспечение этих компаний было ужасным. Это называлось "новой экономикой", когда внешний вид веб странички значил больше, чем прибыль и выручка. Эти технологические компании даже использовали деньги, полученные от размещения мусорных облигаций, для оплаты своих операционных расходов - поскольку у них просто не было других доходов.

Как малообразованные подростки, эти компании использовали облигации подобно кредитной карте, чтобы оплачивать свои расходы, пока они пытались понять, как же зарабатывать деньги. Это было ужасно.

Вот что писал в то время Ричард Фриман в издании EIR Economics:

"Высокоспекулятивный рынок американских высокодоходных облигаций объемом $670 млрд... находится на краю гибели. За последние два месяца на рынке практически не было ликвидности. Ряд компаний со среднего размера облигационным долгом уже обанкротился, и еще несколько уже на подходе."

"Проблемы на высокодоходном рынке являются как отражением ситуации, так основной движущей силой разрушения мировой финансовой системы... Если рынок мусорных облигаций пойдет вниз, следом отправится и Nasdaq."

Думаю, вы уже знаете, что произошло далее.

Рынок мусорных облигаций рухнул, и около года спустя стремительно упал и Nasdaq. C марта 2000 по конец 2002 он снизился примерно на 80%.

Как мы говорили в начале статьи, на сегодняшний день есть несколько областей, накопивших огромные плохие долги. Рассмотрим одну из них подробнее.


Рынок автокредитования серьёзно болен

В конце 2015 года Wall Street Journal писал:

проблемы рынка автокредитованияСогласно данным Федерального Резервного банка Нью-Йорка за последние шесть месяцев более $110 млрд автокредитов было выдано заемщикам с кредитным рейтингом ниже 660, что является нижней границей кредитного рейтинга, оцениваемого как "хороший". Из этих денег около $70 млрд ушло к заемщикам с кредитным рейтингом ниже 620, который считается "плохим".

Объем особо низкокачественных автокредитов сегодня превышает объем сомнительного кредитования уровня пика 2006 года. Общий объем автомобильных долгов в США сегодня составляет более $1 трлн - находится на исторических максимумах.

Аналитики любят кричать о том, что все пропало и "небо падает" по любому поводу. Но это реально большая проблема. Государственный регулятор уже выпустил предупреждение о том, что ситуация с автокредитами напоминает "что случилось с ипотечными бумагами в преддверии кризиса" 2008 года.

Почему же эти долги продолжают создаваться? Дело в том, что субстандартное (людям с низким кредитным рейтингом) кредитование очень выгодно в периоды дешевых денег. Снизив стоимость капитала для компаний почти до нуля, Федеральный Резерв создал волну субстандартного кредитования.

Эти фирмы платят 2-3% за получение денег и одалживают их под более чем 20% годовых людям, которые иначе не могут получить кредит. Такой огромный "спред" может приносить гигантскую прибыль.

Проблема заключается в том, что со временем эти долги станут совсем плохими, и накопившиеся потери сметут все подобные бизнесы. Это всего лишь вопрос времени. Так где же мы находимся сейчас в этом цикле? Давайте посмотрим.

Компания Santander Consumer USA (SC) является одной из крупнейших фирм субстандартного кредитования в США. И в 2015 году (о нет!) один из архитекторов последнего крупного кредитного обвала - "темный ангел плохих долгов" - присоединилась к управлению компанией. И хотя пока что неясно, какие обязанности она будет выполнять, акции Santander Consumer USA с тех пор упали с $25 до $13. И это сильный знак того, что инвесторы обеспокоены состоянием автомобильных долгов, которыми владеет компания и которые перепродает инвесторам по всему миру.

И они правы в своих переживаниях. Компания держит $36 млрд автомобильных долгов, все из них субстандартные. Процентные ставки для заемщиков в 2014 году достигли 26%. Выдает ли компания теперь более качественные кредиты? Отнюдь. Кредиты заемщикам с рейтингом ниже 540 выросли на 46% в 2015 году.

график падения акций


В этот раз всё иначе?

Авто кредиторы говорят, что "в этот раз всё по-другому", поскольку автомобили могут быть быстро и просто взысканы и проданы на аукционах.

Пока что количество просроченных кредитов остается низким (около 3%). И пока что средняя цена автомобилей, продаваемых на аукционах, остается высокой. Вот данные сводного Manheim Used Vehicle Value Index:

сводка по кредитам на автомобили

Но как и ранее с ипотекой, многие люди просто не видят, какой гигантский объем низкокачественных кредитов ответственен за такой рост, и как он может деформировать рынок. Спрос на автомобили был искусственно завышен невероятным количеством субстандартных кредитов. И поверьте, так не может продолжаться долго. Так никогда не бывает.

Еще одна компания, на которую можно посмотреть, - America's Car-Mart (CRMT) - крупный дилер подержанных автомобилей, который специализируется на субстандартном кредитовании.

Компания имеет 146 офисов по всем США. Она описывает свою бизнес модель как "интегрированные авто продажи", что на самом деле является продажей автомобилей людям, которые готовы платить огромные проценты.

В конце 2015 года компания анонсировала, что практически все параметры кредитного портфеля значительно снизились. Чистые ставки по кредитам повысились с 7% до 8%, прогноз по проблемным кредитам вырос с 26% до 32%. Акции компании вполне отражают её состояние.

график снижения параметров кредитного портфеля

Также стоит держаться подальше от Capital One Financial (COF) и General Motors (GM), поскольку обе компании являются крупными игроками на рынке субстандартного автокредитования.

Но настоящая проблема не во всех этих компаниях и их хрупкой бизнес-модели. Проблема в том, что объем выданных низкокачественных кредитов предполагает, что день расплаты близится.

Сегодня уровень субстандартных кредитов составляет уже более 40% всего рынка автокредитования. И эти долги станут совсем плохими. И когда это произойдет, отрасль будет полностью разорена. Всё будет так же плохо, как когда лопнул ипотечный пузырь. Размер рынка автокредитования (более $1 трлн долгов) говорит нам о том, что когда это произойдет (а это непременно произойдет), то значительный урон будет нанесен всему финансовому сектору и экономике США в целом.

Приближается этап кредитного цикла, который будет воистину массивной волной дефолтов и банкротств. Миллионы людей потеряют всё. Но это не обязательно будет трагедией для всех. По мере нарастания банкротств многие активы поменяют своих владельцев. Важно подготовиться и оказаться на правильной стороне.


Практика

Сегодня из чисто практических рекомендаций я рекомендую убедиться, что вы не являетесь держателями низкокачественных облигаций или фондов с такими облигациями. Продавайте, пока есть возможность.

Успешных инвестиций,

Филипп

Ваши замечания и предложения пишите в комментарии ниже или на почту smartvalueideas (гав-гав) gmail.com

----

P.S. Данная статья выражает личное мнение автора и не является руководством к действию. Вам следует самостоятельно принимать взвешенные инвестиционные решения.




Похожие статьи:


Хотите быть в курсе всех новых проектов и обновлений сайта? Подпишитесь на новости!

Просмотров: 1166